Фотограф без кистей рук: «У меня прав на ошибку меньше»

До 21 года Дмитрий Верфель жил в пгт Линёво в Новосибирской области и работал на заводе электриком. Параллельно он учился в Аграрном университете на заочном отделении по специальности «сервис и обслуживание автомобилей всех типов». Жизнь шла размеренно. Но в один вечер всё перевернулось на 360 градусов. В 2000 году его сбила машина. Водитель посчитал, что упавший прохожий умер, и отвёз его в лес. Но пострадавший очнулся и пришёл домой…с отмороженными кистями рук. В больнице их спасти уже не удалось.

После случившегося Дмитрий остался без работы. Год реабилитации, и снова появилась необходимость как-то себя обеспечивать. Пенсия в 3,5 тысячи мало помогала. Однажды он увидел по телевизору рекламу, в которой рассказывалось об открытии новосибирской региональной общественной организации инвалидов «Центр независимой жизни «Финист». Дмитрий решил не медлить и сразу же записался на курсы.

Рассчитаны они были на три месяца обучения по трём направлениям: работа на компьютере, права и обязанности инвалидов и психология. Занятия помогали особенным людям приспособиться к жизни и социализироваться. И так случилось, что именно по окончании этих курсов Дмитрий нашёл свою первую подработку: стал набирать тексты на дому. В 2001 году это дело было очень востребованным, за один лист платили восемь рублей.

Потом Дмитрий нашёл новую подработку – устроился охранником на стоянку: смотрел за порядком, охранял машины. В этот же период – в 2003 году – он поступил на заочку на юридический факультет. Все заработанные деньги и пенсия уходили на оплату обучения. Но через год из-за нехватки средств он отчислился.

«Иногда приеду к заказчику, он увидит, что я без кистей рук, и в шоке»

В 2006 году Дмитрий переехал жить и учиться в новокузнецкий интернат для инвалидов. Там он получил своё второе образование – специалиста по рекламе. Но поработать им не удалось – вместе с женой Мариной, с которой они познакомились в этом интернате, он уехал в Кемерово. А в новом городе – новые запросы работодателей.

В 2009 году фотографов было не так много, как сегодня, – они были востребованы на рынке. Это и стало приманкой для выбора ещё одной – уже третьей – профессии. Дмитрий захотел стать фотографом. Поступил в КемГУКИ и добился разрешения учиться бесплатно на заочке. И сразу же встал на учёт в службу занятости, простоял два месяца и понял, что людей с инвалидностью не все готовы охотно приглашать и принимать на работу.

Поразмыслив, Дмитрий принял решение: пора написать свой первый бизнес-проект и выиграть грант на его реализацию.

«Я хотел получить ИП и работать фотографом на выезде. В службе занятости посмотрели мои фотоработы, всем всё понравилось. В итоге я выиграл этот грант и получил 47 тысяч рублей на приобретение фототехники. Два года я ездил снимать корпоративы, свадьбы, дни рождения, утренники в школах и садиках, крестины».

Заказы порой чередовались с частыми отказами. Дмитрий встречался с непониманием.

«Иногда приеду к заказчику, он увидит, что я без кистей рук, и в шоке. У меня прав на ошибку меньше, чем у других фотографов. Конечно, я мог бы показать работодателю свои предыдущие работы. Но где уверенность, что я так же классно сниму и его мероприятие? Её не было. Поэтому заказчики шли на свой страх и риск. Некоторые после первой встречи обещали, что позвонят, и не звонили. Меня не обижало такое отношение: я старался встать на их место. Будучи ещё с руками, я тоже задумался бы: а брать ли мне к себе фотографа без рук?».

В это время, продолжая учиться на заочном в институте и работая фотографом на выезде, Дмитрий написал новый грант – на создание фотошколы для детей-колясочников. Снова выиграл и стал бесплатно преподавать фотокурсы.

«Невыгодно работодателям нанимать таких, как мы»

В 2011 году у амбициозного предпринимателя возникла новая идея – открыть свой фотосалон. Служба занятости в очередной раз познакомилась с его бизнес-проектом и выделила деньги на осуществление желания Дмитрия. Он закупил технику, арендовал в торговом центре небольшой закуток и открыл свой фотосалон. На работу принял парня без руки и девушку с ДЦП. Помогала им и жена Дмитрия Марина, которая из дома занималась дизайном и оформлением рекламной продукции.

Салон проработал четыре года: перед сдачей диплома в КемГУКИ Дмитрий продал свой бизнес. На отлично всё сдал в институте и с красным дипломом снова встал на учёт в центр занятости.

«Я был так воодушевлён. Думал, ну всё: есть диплом – сейчас 100% возьмут на работу. Прихожу по объявлению в одну фирму: «Ой, а нам девушка нужна!», в другую – «Требуется опыт минимум три года». Я чувствовал, что это придуманные причины отказа. Кто-то, наверное, просто боялся принимать человека без кистей рук. Да и невыгодно многим работодателям нанимать таких, как мы: у нас рабочий день по закону не восемь, а шесть часов, отпуск – не 30, а 60 дней в году. И никто не думает, что мы готовы работать дольше. Хотя по закону работодатель не имеет права отказать в работе инвалиду, если он обладает рядом нужных качеств и умений. Но не все соблюдают этот закон. И не все борются за свои права».

И вновь учёт на бирже труда. И снова нет работы. Так длилось год. Когда пособие по безработице стало совсем маленьким, Дмитрий записался на 21-дневные курсы по обучению на управляющих контрактами в сфере госзакупок. Работу по этой специальности тоже пока найти не удалось. Но и в этом случае мужчина не отчаялся: в декабре 2016 года он арендовал трёхкомнатную квартиру и открыл в ней свою собственную фотостудию DIM – единственную доступную для инвалидов фотостудию в Кемерове. Правда, приходят туда все без исключения: на это ограничений у него нет. Цены у Дмитрия одни из самых низких в городе: 1 000 рублей за одну фотосессию.

«Я многое уже взял от жизни – пришла пора отдавать»

Сейчас Дмитрию 38 лет. Жизнь его, как признаётся он сам, всё время крутится на 360 градусов: после трагедии в 2000-м он больше приобрёл, чем потерял. Женился, у него растёт трёхлетняя дочь Маша и семилетний сын Федя, за плечами – три образования и несколько выигранных грантов.

«Раньше я любил рисовать. Теперь же любой натюрморт я могу запечатлеть с помощью фотоаппарата. Я, в общем-то, счастливый человек. У меня только-только начала работать фотостудия, жена помогает мне ретушировать фотографии. Перед Новым годом я провёл в ней бесплатную фотосессию для особенных детей. Заработать с других фотосессий много пока не получается – потихоньку раскручиваюсь. Благо, что хоть пенсия по инвалидности около 14 тысяч рублей. Конечно, хотелось бы устроиться куда-нибудь, где бы у меня была социальная защищённость. И ещё я уверен, что даже инвалидам можно работать везде – нужно только желание и постоянное вложение сил».

В будущем Дмитрий мечтает открыть фотошколу для детей.

«Это сейчас модно, современно, интересно. Я многое уже взял от жизни – пришла пора отдавать».

При этом он понимает, что снова и снова может столкнуться со сложностями, которые часто возникают у инвалидов.

«Нам сложнее найти клиентов: не все соглашаются с нами работать. Мы делаем работу дольше здоровых людей, и поэтому наши услуги порой намного дешевле. Ещё мне непонятно, почему здоровые и инвалиды, если имеют своё ИП, облагаются одинаковой суммой налога: вторые, при равных условиях работы, часто имеют маленькие доходы».

Но Дмитрий никогда не сдаётся. И всегда идёт к намеченной цели. В ноябре этого года у него открылась персональная фотовыставка «Несмотря ни на что…», которая продолжает работать в областной научной библиотеке имени В. Д. Фёдорова до сих пор. Этот авантюрист ещё готов удивлять всех и дальше…

источник: https://rabota.a42.ru/article/152

admin