Дмитрий Верфель

Дети учатся у Дмитрия не только искусству фотографии, но еще и упорству, вере в себя и силе характера.

В январе 2000 года парня сбила машина – водитель не заметил его в темноте. А когда понял, что натворил, отвез бездыханное тело в лес и выбросил на снег… Каким-то чудом Дмитрий добрался до дома, но отморозил кисти рук. Их ампутировали. Потом были долгие годы попыток найти работу, устроиться в жизни… Так случилось, что Дмитрий нашел себя в фотографии. С тех пор он открыл собственную фотостудию, стал лучшим в номинации «Репортажная съемка» на чемпионате профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», научился водить машину, увлекся туризмом, женился и воспитывает сына и дочь.

 

Сейчас Дмитрий Верфель руководит кемеровской инклюзивной фотошколой и некоммерческой организацией «Шаг навстречу». В планах – открыть филиал фотошколы в Новосибирске, а еще организовать курсы по программированию и робототехнике для особенных детей!

Дмитрий стал героем книги «100 подвигов обычных людей». В рамках ее подготовки команда проекта «Подвиги» летом 2020 года провела с Дмитрием интервью.

— Дмитрий, давайте познакомимся. Расскажите немного о себе, каким был ваш путь до того, как вы пришли в фотографию?

— Я фотограф, преподаватель фотографии, обучаю детей и взрослых. В Кемерово в 2018 году я создал инклюзивную фотошколу, в которой я обучаю детишек с инвалидностью (ДЦП, аутизм, глухонемые) и детей из детского дома. Обучение в нашей фотошколе бесплатное.

— Дмитрий, вы не совсем обычный фотограф – у вас нет рук, но так было не всегда, вы потеряли кисти рук уже будучи взрослым человеком. Расскажите, как это случилось?

— Это случилось в 2000 году, я попал в ДТП – меня сбил пьяный водитель. Он подумал, что я умер, и вывез меня за город. К счастью, я остался жив – приполз домой. 60 дней врачи боролись за мою жизнь, но руки спасти не смогли. Мне на тот момент был 21 год. Я работал на предприятии электриком, заочно учился в аграрном институте, успел окончить всего один год. Тогда я учился на механика сервисного обслуживания, понимал, что без рук в этой профессии я работать не смогу, и бросил институт. Это было чисто мое решение. Я забрал документы, поступил в Москву на юриста, но образование было платным, и я не смог оплачивать обучение.

— Что помогло вам после случившегося сохранить веру в себя?

 

Все, что со мной произошло, случилось не одномоментно. Я два месяца лежал в больнице, врачи постоянно давали надежду, что спасут руки или отдельные пальцы, я надеялся, что смогу хотя бы ручку держать и учиться дальше. Когда я очнулся в больнице и увидел, что рук нет, я был очень расстроен. Особенно сложно было от того, что врачи давали надежду.

До 2006 года я был в постоянных поисках, проходил реабилитацию. Была проведена большая работа. А потом я попал в Новокузнецкий колледж-интернат, где обучалось около 500 людей с инвалидностью, там я начал помогать другим людям. Все это время я больше всего страдал именно от того, что больше не могу помогать кому-то. Для меня это важно: не самому получать помощь, а кому-то помогать.

В колледже я почувствовал себя нужным. Мне легко давалась учеба, я окончил колледж с отличием. Там же я познакомился со своей будущей женой, она инвалид-колясочник. Мы учились на одном факультете. В 2009 году мы поженились, вскоре у нас родился сын, а в 2013 году – дочь.

После окончания колледжа, где я учился на отделении рекламы, я поступил в университет культуры и искусств. Из всех предметов меня больше всего привлекла фотография.

— Дмитрий, после окончания университета вам было сложно найти работу?

 

— Очень сложно. Когда я поступал в университет, у меня был свой фотосалон, но, чтобы работа не отвлекала от учебы, я его продал. Сначала я был уверен, что с красным дипломом я сразу получу работу. Но мне везде отказывали, задавали такие вопросы, например, как я буду журнал заполнять? Но ведь я написал диплом, а тут всего лишь журнал заполнить. В общем, я понял, что с такими руководителями мне будет сложно сработаться, и нужно работать на себя.

Тогда я начал ходить по школам и предлагать бесплатно вести кружки по фото. Это было нужно, чтобы не растерять знания, полученные в университете. Потом я вышел на школу-интернат. К тому времени у меня уже появилась своя фотостудия, и я начал один раз в неделю проводить там бесплатные занятия для детей. Так у меня появилась своя общественная организация, я выиграл грант, закупил оборудование, и мы начали работать.

— А почему вы решили бесплатно заниматься с детьми-инвалидами. Можно было, например, организовать платные курсы для детей и взрослых.

— В 2018 году я победил на чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» в номинации «Репортажная съемка». Именно там я понял, что это прекрасная возможность дать людям с инвалидностью работу. Потому что для человека с инвалидностью это, пожалуй, самое сложное – чувствовать себя невостребованным. Кому-то нормально быть тунеядцем, а кто-то не может без работы. И дети-инвалиды после реформы в 2005 году, когда появилось ОГЭ, ЕГЭ, которые учатся по упрощенной программе, лишились возможности поступить в вуз, они просто не могут достойно сдать ЕГЭ. Буквально один из десяти воспитанников интернатов для инвалидов может получить высшее образование, это очень низкий процент. А фотографии обучиться проще, и это нормальный способ заработать.

Воспитанники Дмитрия занимают первые места на выставках

Наши дети занимают первые места на выставках, у них особое видение мира. Жюри часто даже не верит, что это детская фотография. Но все просто. У этих детей нет детства, они много времени проводят в больницах, они уже думают о том, сколько времени им осталось жить. Они мыслят, как взрослые, думают о том, что им можно успеть сделать.

Сейчас еще по новым законам у детей-инвалидов по достижению 18 лет снимают практически все льготы и считают, что они могут идти работать. А куда они пойдут работать? Образование они не могут нормальное получить. В итоге у нас скоро все дворники, лифтеры и так далее – все это будут люди с инвалидностью. Хотя до 18 лет сиротам платят очень хорошие деньги, они могут их скопить и потом получить достойное образование, но их нужно этому учить. Они не умеют пользоваться деньгами, они не думают об образовании и работе. Они привыкли, что в детдоме их всем обеспечивают. В итоге 30% становятся предпринимателями, выходят в люди, хорошо, если принимают на работу к себе таких же детдомовцев, а 70% себя в жизни не находят. Еще же есть мошенники, которые на этих сиротах наживаются. У нас сейчас стартовал новый проект «Азбука денег», будем учить как правильно распоряжаться деньгами.

— Получается фотошкола стала чем большим для детей, чем просто обучение фотографии?

 

— Мы с самого начала хотели, чтобы она была чем-то большим для этих детей. Например, при обучении я использовал метод арт-терапии, чтобы освободить детей от комплексов, страхов. И мы обучаем детей профессии, значит, они начнут зарабатывать деньги и им нужно уметь этими деньгами распоряжаться. «Азбука денег» основана на финансовых играх, будем учить в игровой форме, организовывать турниры.

Фотошкола для детей — больше, чем просто обучение фотографии

— А часто ли вы сталкиваетесь с таким отношением к людям с инвалидностью, что им ничего не нужно делать, напрягаться, пытаться обеспечить достойную жизнь, заработать? Особенно к детям. Даже родители считают, что пусть лучше они сидят и отдыхают.

 

— Конечно, такое есть. Например, моей жене отец долго говорил, что ей не нужно получать права, ведь он сам мог ее возить. Еще многие мне говорят: «Да они инвалиды, что они могут?!». Но на мой взгляд, это все от того, что взрослые не всегда сами хотят заморачиваться. Это же нужно практически жизнь посвятить больному ребенку – водить его на занятия, развивать. А родителям хочется отдохнуть. Если родитель желает добра своему ребенку, то он будет его заставлять работать, развиваться, учиться. Но такие родители очень часто жертвуют своей жизнью: работой, карьерой.

Да и дети разные, кто-то быстро перегорает, кто-то идет дальше. Но многое еще зависит от преподавателя. У меня есть студент-преподаватель, дети его полюбили даже больше, чем меня. Он молодой, следит за новинками, какие-то новые фишки рассказывает. Детям интереснее с ним. Еще с детьми занимается психолог, мы заметили, что дети стали более общительными.

Фотография – это отличная терапия. У меня, например, благодаря фотографии появилась семья, которую я могу сам, благодаря этой же фотографии, кормить и содержать. Это же не просто искусство, это прекрасная профессия.

— А как ваша семья относится к вашей работе с детьми?

 

— Мне кажется, что волонтерство должно быть в крови. Например, моя жена визажист. Она недавно заняла первое место во всероссийском конкурсе, у нее много клиентов. И она не хочет работать бесплатно, учить кого-то бесплатно, ее точка зрения такая: раз я смогла зарабатывать, то пусть и другой человек тоже постарается. А меня с детства учили помогать слабым.

Дмитрия с детства учили помогать слабым

— Книгу, в которой будет ваша история, мы отправим в школы и библиотеки по всей России. Что бы вы хотели сказать подросткам, которые будут ее читать?

— Я бы хотел пожелать удачи всем. Это единственное, что мы не можем купить. Но можно сделать так, чтобы удача была на твоей стороне. Нужно просто делать добрые полезные дела, помогать людям, близким. И еще: если вы поставили перед собой какую-то цель, то нужно идти к ней несмотря ни на что. Как сказал Уинстон Черчилль: «Никогда не сдавайтесь!» И я желаю им никогда не сдаваться, и тогда у них все получится.

— А если с человеком случилась беда и хочется опустить руки, что, на ваш взгляд, может ему помочь?

— В первую очередь – это поддержка близких людей. Когда беда случилась со мной, близкие люди меня не бросили, они мне очень помогли, я даже не знаю, что бы было со мной без их поддержки. Люди должны помогать людям в такой ситуации. Но еще от такой помощи часто отказываются из-за гордости или дурости.

Мне как-то друг принес диск, говорит, посмотри – там такой классный парень! Я включил диск, а там Ник Вуйчич. И я подумал, что если этот человек может многое, то я точно смогу. Хотя в то же время я понимаю, что очень важны условия, в которых он родился и жил. Вот что бы с ним было, если бы он родился у нас в России и воспитывался в детском доме? Отчасти ему повезло. Но та работа, которую он постоянно проделывает, эти мотивационные лекции – это тоже большой труд. Это его работа, он зарабатывает этим на жизнь. Он книги пишет, снимается в кино даже. Есть короткометражный фильм «Баттерфляй», я, когда его увидел, то зауважал его еще больше.

Кто-то считает, что за нас уже все решено, а кто-то – что мы все создаем сами. И от человека зависит, чего он придерживается. Я считаю, что все в наших руках. Не надо никого винить, мы сами создаем свой путь.

admin