ЧТО ТАКОЕ АРТ-ТЕРАПИЯ И ФОТОТЕРАПИЯ

В основе любого искусства лежит создание и использование художественных образов. Образы же не возникают на пустом месте, но являются выражением внутреннего мира творца, отражают его восприятие мира и себя.

Арт-терапия или терапия искусством представляет собой набор методик, используемых для коррекции психо-эмоционального состояния. Выделяют 4 типа арт-терапии.

* Музыкотерапия. Терапия заключается в прослушивании или исполнении музыки.

* Танцевально — двигательная терапия. Использует танцы и двигательную активность.

* Драматерапия. Используется разыгрывание какого-либо сюжета.

* Фототерапия. Предполагает использование фотографий.

Каждое из направлений представлено различными школами и направлениями. В нашей стране арт-терапия рассматривается как один из методов лечебной психиатрии и может применяться психиатрами, психологами и педагогами.

Далее пойдёт речь о применяемой нами методике фототерапии.

Фототерапия

Искусство фотографии ближе всего находится к изобразительному искусству, но в отличие от последнего предполагает использование более сложных технических приспособлений. Это с одной стороны повышает сложность освоения, но с другой даёт дополнительные возможности для самовыражения.

Внутри фототерапии можно выделить несколько техник.

1. «Фотохронометраж».

Заключается в фотографировании себя или окружающей обстановки каждые 30 минут. Затем, при просмотре фотографий, человек анализирует, на что он тратит каждый час своей жизни и как он может улучшить свой досуг.

Просматривать снимки можно как в медленном темпе, так и в режиме слайд шоу. Беспристрастный анализ поможет выявить существующие проблемы, а также побудить человека к поиску новых увлечений и отказу от пагубных привычек. Также можно создать коллаж, собранный из фотографий за определённый период. Он позволит отследить перемены в действиях и привычках человека.

2. «Фотодневник».

Выступает как дополнение или альтернатива обычному личному дневнику. С его помощью можно глубже разобраться в мотивах своих поступков, их причинах и следствиях. Это позволит осознаннее относиться к жизни, чаще находить поводы для радости.

3. «Автопортрет».

Фотографирование самого себя. Используется в отсутствие посторонних глаз.

Т.к. за человеком никто не наблюдает, он может не стесняться и принимать любые позы, строить любые гримасы, т.е. быть максимально естественным. Это позволяет ему познать грани своей личности, добраться до первопричин своих проблем и найти их решение. Также эта техника позволяет отвлечься от рутины и сосредоточиться на своём внутреннем мире и его состоянии.

4. «Личное портфолио».

В данном случае портфолио-это набор фотографий, которые демонстрируют лучшие умения и навыки человека, а также качества его личности. Портфолио можно составлять из фотографий, сделанных в любое время и любого формата. Оформить его можно в виде альбома, книги, презентации или фильма.

Создание и просмотр собственного портфолио повышают самооценку человека, устраняют комплексы по поводу внешности, раскрывают различные стороны личности.

5. Техника «Прошлое, настоящее, будущее».

Суть этой техники состоит в том, что человек отбирает любимые фото, которые ассоциируются с его прошлым, настоящим и представлениями о будущем. Благодаря этому можно пронаблюдать связь между разными этапами и моментами жизни, и понять, чего человек хочет от будущего.

Наш проект

Наш проект представляет собой фотошколу с упором на фототерапию для детей-инвалидов. Его задачами являются:

* Устранение депрессивного состояния.

* Улучшение социализации.

* Формирование положительного восприятия мира и себя.

Обучение фотографии предполагает общение между ребёнком и преподавателем, которое также оказывает лечебный эффект.

Таким образом, терапия предполагает не просто изучение содержания фотографий, но и всё то, что происходит в процессе общения инвалида, как с фотоснимками, так и с окружающими людьми. Фотография пробуждает эмоции, мысли, которые могут быть более значимы, чем первоначальная реакция.

В процессе фототерапии ребёнок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет. Благодаря искусству педагог может показать детям новые способы решения проблем. Это повышает интерес к жизни у детей, увеличивает запас их жизненных сил, помогает бороться с трудностями и находить себя в жизни.

Dmitriy